Размер шрифта: A A
Цвет сайта: A A

Кризис встречи со взрослой жизнью. Да, и такой тоже бывает!

Кризис встречи со взрослой жизнью. Да, и такой тоже бывает!

Кризис встречи со взрослой жизнью. Да, и такой тоже бывает!
Этот период приходится на возраст между 18 и 25 годами. В последнее время, с популяризацией психологии, нередко именно в этом возрасте к психологам приходят на консультацию молодые люди. И, как правило, многие их переживания связаны с проживанием данного кризиса. Поэтому наиболее важно понимание существования такого этапа в нашей жизни, и осознание, что это нормальный этап развития человека. Период не простой, но он дает возможность перейти на новый уровень своей личностной организации. В этот жизненный период возникает ряд задач, решение которых и является кризисным моментом в жизни молодого человека.

Задачи данного периода следующие:

  • совершить профессиональный выбор, к которому человек не всегда готов
  • окончание учебы и начало работы
  • появление множества обязательств и ограничений (вступление в брак, появление детей, активная карьера)
  • планирование личной и профессиональной сфер жизни.
  • приблизительный, но очень идеализированный план, т.е. формируется «мечта», безупречная картина будущего, к которой нужно стремиться.
  • появление множества социальных ролей, расширение своего круга общения

Кризис встречи со взрослой жизнью проходит у всех по-разному. Но чаще всего, он сопровождается тревогой, внутренним метанием, чувством беспокойства в правильности выбора профессии и направлении в жизни.

Основные аспекты протекания кризиса взрослой жизни, следующие:

  • Начальный этап кризиса характеризуется - потерей интереса к «смерчу общения», появление ощущения внутренней пустоты, странная апатия, нежелание что-либо делать, получать информацию, учиться. Такое состояние возникает достаточно внезапно, что приводит молодого человека к полному не пониманию, что с ним не так. У многих в этот период начинают появляться депрессивные состояния.
  • Отмечается повышение тревожности, сопровождающееся чувством собственной не защищенности. Возникают специфические страхи: страх потерять себя, стать посредственностью или вообще никем не стать (на первый план выходит боязнь потерпеть неудачу в формировании новой взрослой идентичности).
  • Появляется ощущение размывание представлений о самом себе, кажущаяся невозможность разобраться в своих желаниях и возможностях. Иногда и некоторое разочарование в самом себе: могу ли я что-нибудь вообще, и кто же я на самом деле?

В этот период возможно проявление интереса к творчеству, и отражение своих переживаний и интересов в различных художественных формах.

  • Отмечаются сомнения в выборе профессии. Такие сомнения вполне понятны, поскольку молодой человек, как правило, поступая в институт имеет достаточно смутные представления о той деятельности, которой предстоит заниматься. И когда в процессе обучения эти представления приобретают уже четкие очертания, студент начинает примерять их на себя, сопоставлять со своими желаниями и возможностями.
  • Становится очень значимой тема выбора и личной ответственности за свой выбор. Молодому человеку предоставляется свобода выбора, и это первый жизненный период, когда снят внешний контроль и главный шаг должен осуществляться самостоятельно. И для некоторых молодых людей, это достаточно сложный момент, появляется желание отсрочить выбор, переложить его на родителей или вовсе игнорировать его.
  • Появляется страх взросления и как следствие, - желание снова стать маленьким, уйти от всех проблем, взвалить их на плечи другого человека.
  • Возникают переживания вокруг мыслей и размышлений о смысле собственной жизни. Подобные размышления характерны для данного возраста. По теории Э.Эриксона, одной из составляющей кризиса «встречи со взрослостью» является кризис идентичности, который характерен не только подростковому возрасту, но и всем возрастным этапам развития, когда одна форма идентичности может трансформироваться в другую в соответствии с этапом взросления. В этот период наблюдается так называемая спутанность идентичности, а именно потеря ориентиров в самом себе. Результатом же этого кризиса, является приобретение взрослой идентичности. Идентичность, это ответ на вопросы «кто Я» и «какой Я». Или простыми словами – представление человека о своей принадлежности к определенным группам и ценностным системам (профессиональным, социальным, политическим, религиозным, культурным, гендерным и пр.)
  • Особое значение приобретает в этот период чувство одиночества. Даже если у молодого человека много друзей, родных и есть любимый человек, он все равно будет чувствовать себя оторванным от людей и мира, и с одной стороны, глубоко страдать от одиночества, а с другой – всячески стремиться к нему. Нередко чувство одиночества может сопровождаться ощущением ненужности, возникают мысли «нужен ли я кому-нибудь сегодня? А кому я буду необходим завтра, послезавтра?»

Именно в период острого ощущения одиночества происходит окончательное формирование внутреннего мира человека. Открытие собственного внутреннего мира возникает в подростковом возрасте, а на данном этапе, происходит как раз его освоение, оценка его богатства, обучение жизни в этом внутреннем мире, укрепление его настолько, чтобы можно было впустить в него других людей без опасности потерять себя. В этот период очень важна и ценна поддержка более взрослых людей в окружении молодого человека, кто сможет выслушать его, дать возможность в безопасной ситуации описать словами все происходящее в его душе, принять собственную неповторимость и уникальность.

Выход из кризиса знаменуется принятием на себя ответственности за свою жизнь, завершением выбора собственного пути. Переживается это как появления удовлетворенности самим собой и своей судьбой, повышением интереса к жизни и получения от жизни удовольствия, исчезновения страхов. Это время «нового рождения».

Выход из кризиса характеризуется:

  • Изменением отношения к одиночеству. Теперь оно не тяготит, а рассматривается как необходимое время для общения с самим собой.
  • Происходит принятие своей индивидуальности и неповторимости, осознание своего собственного пути – личностного, профессионального, социального, своих стремлений и надежд.
  • Появляется осмысленного происходящего, складывается индивидуальное мировоззрение, впервые непозаимствованное у кого-либо.
  • Меняется отношение к жизни в целом. Когда человек понимает для себя, что все происходящее и есть жизнь, а не подготовка к ней. По-другому воспринимается прошлое и будущее. Уходит желание казаться взрослым, и более не кажется постыдным проявление детских черт. А напротив, возникает интерес к собственному детству, и возможность проявить детскую непосредственность, теперь рассматривается как достоинство. Приходит понимание того, что ты сам строишь свою жизнь и твое будущее начинается уже «здесь и сейчас».
  • Меняются отношения с друзьями. Приходит понимание, что не нужно стремиться переделать друзей, а надо принимать их такими, какие они есть. Становится интересным не только то, что в тебе, но и то, что в других.
  • Изменяются отношения с родителями. Понимание и принятие их несовершенств и недостатков, так же как и их достоинств. Принятие родителей такими какие они есть и выстраивание с ними отношений на новом уже более высоком уровне взаимного доверия, искренности и уважения друг к другу.
  • Меняется позиция в отношениях с людьми старшего возраста. Взаимодействие теперь строится не из детской позиции, а из позиции «взрослый-взрослый»

Таким образом, итогом кризиса встречи со взрослой жизнью, является обретение взрослой индетичности, социальной зрелости, что дает возможность выполнять задачи, которые ставит общество, и принятие ответственности за собственную жизнь, за выбор своего пути в этой жизни.

Появление кризиса встречи со взрослой жизнью, это естественный процесс, нормальный этап взросления человека. Обычно, его проживание не требует какой-либо помощи, он идет своим чередом и заканчивается конструктивным выходом из него с обретением своего нового взрослого Я. Однако, бывают ситуации, когда у человека затягивается выход из кризиса или же его прохождение переживается слишком остро и болезненно. В таком случае, лучше обратиться за психологической помощью, что позволит избежать нежелательных последствий для психического здоровья человека.

Серия публикаций "Психологические практики"
Анастасия Шульгина